Девять из десяти природных пожаров происходят в результате действий людей: поджогов травы, не потушенных костров и брошенных окурков. Единственный способ справиться с этой проблемой – предотвратить возникновение новых пожаров, изменить мнение и поведение людей, убедить их ответственно и осмотрительно вести себя, обращаясь с огнём, и в первую очередь – отказаться от поджогов сухой травы. Лесопожарные ведомства, региональные органы власти и общественные организации впервые объединили свои усилия в области противопожарной профилактики в 2018 году. В рамках кампании материалы распространяются на 9 федеральных телеканалах, общественном транспорте и объектах РЖД (поезда дальнего следования, междугородние электрички, здания вокзалов), терминальных комплексах Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Лишь очень небольшая часть лесных пожаров (как оценивают эксперты, около 10%, иногда даже меньше) разгораются по природным причинам. Всё остальное — пожары антропогенные, то есть возникшие по вине человека. Поджоги сухой травы, не потушенные костры, оставленные окурки и другие подобные действия приводят к уничтожению сотен тысяч гектар леса, гибели животных и растений, необратимому изменению уникальных ценных экосистем. Огонь, возникший в лесу, перекидывается и на близлежащие населенные пункты, каждый год приводит к уничтожению имущества, а порой и жертвам.
Работе с детьми в кампании уделяется особое внимание: в сотрудничестве с партнёрами кампании авторы сериалов «Фиксики» и «Смешарики» создали специальные серии мультфильмов, рассказывающих, как не стать причиной пожара в лесу и что делать, если такой пожар случился: http://act.gp/fire-games
Результаты кампании показывают, что ситуация в стране уже начала меняться. По данным социологического исследования холдинга «Ромир», всего лишь за два года люди стали меньше верить в то, что леса и торфяники горят из-за солнца и жары. За последние три года на треть уменьшилось число весенних пожаров, а количество катастрофических торфяных пожаров, во многом благодаря работе добровольных лесных пожарных, сократилось на 90%.
Основная цель Федеральной информационной противопожарной кампании «Останови огонь!» - снижение риска возникновения рукотворных природных пожаров, в том числе самовольных выжиганий сухой травы. Пожары намного проще остановить, чем тушить. Федеральная информационная противопожарная кампания «Останови огонь!» рассказывает о том, что палы травы – устаревшая и опасная привычка; что нужно знать и применять правила пожарной безопасности, когда идешь в поход или на пикник.
Инициатором кампании является Общество добровольных лесных пожарных, а ее продвижение поддерживают Федеральное агентство лесного хозяйства, Агентство стратегических инициатив, ФБУ «Авиалесоохрана», региональные лесные ведомства, МЧС России и др. государственные и общественные структуры.
По информации департаментов лесного хозяйства по федеральным округам, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в рамках информкампании по состоянию на конец декабря 2022 года в России проведено: 21 324 открытых урока, 446 286 бесед, лекций, сходов граждан, проведено с населением 111 814 просветительских мероприятия, обеспечен выход 5 423 сюжетов, передач по тематике информкампании; обеспечено 64 064 трансляции на радио на противопожарную тему; распространено 1 562 041 листовка, памятка, буклет, брошюра, установлено 71 017 аншлагов, противопожарных стендов, билбордов, размещен 10 293 видеоролика о сбережении лесных ресурсов. Информация о незаконности и вреде самовольных палов сухой травы, необходимости соблюдения правил пожарной безопасности на природных территориях размещалась на официальных сайтах Правительств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также в региональных печатных СМИ и на Интернет-ресурсах, где в целом вышло 78 081 публикация.
В Уральском федеральном округе проведено 5 476 открытых уроков; 36 332 беседы, лекции, схода граждан, 426 просветительских мероприятий; обеспечен выход 404 сюжетов, передач по тематике информкампании; обеспечено 1 936 трансляций по радио на противопожарную тему; распространено 129 764 листовки, памятки, буклета, брошюры; установлено 8 396 аншлагов, противопожарных стендов, билбордов; вышло 12 546 публикаций в региональных печатных СМИ и на Интернет-ресурсах; размещен 135 видеороликов о сбережении лесных ресурсов.